» » По своему образу и подобию
загрузка...

По своему образу и подобию

Ответы@Mail.Ru: Если Бог создал нас по Образу и Подобию своему, то кто Он сам: мужчина или женщина?

Лучший ответ

Рассмотрим теперь подробнее вопрос об образе и подобии Божьем
в         человеке.

Некоторые авторы не делают различия между образом и
подобием, то    есть считают эти слова синонимами (считают эти понятия тождественными).

«...Кирилл Александрийский не одобряет этого различия
(различия между образом и подобием — П. Д.), считая оба слова имеющими одно
значение, тем более, что евреям было обычно помещать друг против друга
синонимические слова…» (61: 412. См. примечания ко 2-й книге, к главе 12, п.
2).

            Архимандрит Киприан (Керн) пишет: «Афанасий
(святой Афанасий Александрийский — П. Д.), по видимому, не делает различия
между образом и подобием» (81: 142).

            «По мнению митрополита Филарета (Дроздова),
“образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи:
потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же
значении, как и оба вместе”» (111: 24 со ссылкой на: «Филарет (Дроздов),
митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия,
заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. — М., 1867.
— С. 21». 

Иного мнения придерживается святитель Василий Великий: «“И
создал Бог человека; по образу Божиему создал его”. Не заметил ли ты, что это
свидетельство неполное? “Создадим человека по образу Нашему и по подобию”.
Это волеизъявление содержит два элемента: “по образу” и “по подобию”. Но
созидание содержит только один элемент. Решив, одно, не изменил ли Господь
Свой замысел? Не возникло ли у Него в ходе творения раскаяние? Не проявляется
ли в этом немощь Творца, раз Он замышляет одно, а делает другое? — Или это суесловие?
Может быть, это то же самое, что и: “Создадим человека по образу и по подобию”;
ведь здесь Он сказал “по образу”, но не сказал “по подобию”. Какое бы
объяснение мы ни выбрали, наше толкование написанного было бы неверным. Если
речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же.
Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, — опасное богохульство. Да и
на самом деле (Писание) никогда не говорит (ничего) пустого. Итак, неоспоримо,
Что человек создан по образу и по подобию. Почему не сказано: “И создал Бог
человека по образу Божиему и по подобию”. Что же, Создающий бессилен? —
Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое!
Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? — Нет! Писание не говорит
этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в
умолчании? “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. Одно мы имеем в
результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении
нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы
бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в
полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь,
создавая нас, не сказал предопределительно: “Сотворим” и “по подобию”, если
бы нам не была дарована возможность стать “по подобию”, то своими собственными
силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил
нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу,
Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы
получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами,
подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления
не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет,
в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником
восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому,
Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь,
“по образу” я обладаю бытием существа разумного, “по подобию” же я делаюсь,
становясь христианином.“Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен
есть”. Понял теперь, в чем состоит дарование нам Господом (бытия) по подобию?
“Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает
дождь на праведных и неправедных”. Если ты станешь врагом зла, забудешь
прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им,
то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то
уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так
же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему
уподобляешься Богу. Таким образом, ты обладаешь тем, что “по образу”, будучи
(существом) разумным, “по подобию” же становишься, стяжевая благость. “Облекись
в милосердие и благость, дабы облечься во Христа”. Делами, которыми ты
облекаешься в милосердие, ты облекаешься во Христа и благодаря близости к
Нему становишься близким Богу. Таким образом, история (творения) есть воспитание
жизни человеческой. “Сотворим человека по образу”. Пусть он с момента
создания владеет тем, что “по образу”, и пусть (сам) становится тем, что “по
подобию”. Бог дал ему для этого силу. Если бы Он создал тебя и “по подобию”,
то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все
тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе
дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал
достойным исходящего от Бога воздаяния.

Бог сотворил человека по своему образу и подобию, а человек отплатил ему тем же

8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

по образу и подобию — чьему По какому л. образцу, беря в пример кого , что л …   Словарь многих выражений

— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.

— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?

— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.

Библия не открывает нам другие стадии уподобления, но зная о том, что Бог бесконечно велик и бесконечно силён, можно предположить, что такие стадии были предусмотрены... об этом в некотором роже даже говорит апостол Павел )2Кор.3:18«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (. Видите, что это процесс преображения? От славы в славу, от славы в славу...

не входит в природу человека, достигается им
своим трудом (в духовной брани) с помощью Божьей (то есть в сотрудничестве,
или в синергии двух воль: Бога и человека) и, в связи с этим, является
заслугой человека и результатом его победы в духовной борьбе.

При таком определении подобия Божьего в человеке легко
объяснить, почему в Быт. 1: 27 говорится только об образе и не говорится о
подобии. Действительно, праведность (святость) человека, равно как и
грешность, является определенным состоянием человека, как следствием его
свободного выбора. В связи с этим, праведность принципиально не может
являться природным свойством человека (входить в его природу), то есть не
может даваться  человеку принудительно, без его воли (желания, участия).

Иначе говоря, человека нельзя насильственно создать по
подобию Божьему,
если под подобием понимать праведность человека. Ибо
необходимое не является ни праведностью, ни греховностью. Необходимое вообще
не имеет (лишено) нравственной направленности. Нельзя стать праведным без
возможности стать грешным. Также нельзя стать грешным не имея при этом
возможности стать праведным. Эти понятия являются коррелятивными, т.е. одно
из них подразумевает другое. Конечно, Всемогущий Бог мог бы создать такое
живое существо, которое по своей природе не могло бы нарушать его волю.
Однако это существо уже не было бы человеком, а было бы неким
роботизированным созданием, для которого  исчезло бы само понятие
нравственного поступка (то есть понятие праведного или греховного поступка). Святитель
Василий Великий учит: «Добродетель же происходит от произволения, а не от
необходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то
свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас по естеству
безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природе разумной
неразумную, природе, одаренной произволением и самодеятельностью, —
неподвижную  и не имеющую никаких стремлений» (112). Профессор В. Н. Лосский
пишет: «Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть
обожен. Одна воля (божественная — П. Д.) в творении, но две (божественная и
человеческая — П. Д) — для того, чтобы образ стал подобием» (71: 244).

            Вместе с этим, в Быт. 5: 1 и Иак. 3: 9[10]
говорится, что человек создан (сотворен) по подобию Божьему. Здесь, по
нашему мнению, подобие имеет тот же смысл, что и образ. Именно
о создании (сотворении) человека по образу Божьему, а не по подобию, сказано
в других местах Библии: Быт. 1: 27; 9: 6; Сир. 17: 3[11].

Таким образом, с рассмотренной точки зрения, слова о
подобии Божьем в человеке имеют в разных местах Библии различные значения.
Они обозначают как праведность (святость) человека, так и образ
Божий
в человеке (то есть основные способности души и ее
бессмертие). Вообще, в Библии нередко одно и то же слово используется в
различных (иногда в нескольких)  смыслах, например: душа[12], дух[13],
сердце[14],
плоть[15]
и наоборот, разные слова могут иметь одинаковое значение (являться
синонимами)[16].
Заметим, что слово «творить» также имеет разное значение: как создание не из
чего-либо ранее существовавшего, так и создание из уже существующего (имеющегося)
материала[17].

Ан нет, мы упорно телегу с конем
Местами в дороге меняем.
Усилия тратим втройне и притом
Грошовый итог получаем.

Исключительно по разуму и возможности развиваца, а рук и ноги это у Идолов, поэтомуи существует заповедь об идолопоклонстве, о запрете, как смертных грех, "Несоздай себе кумира " Б-г един и неделим, изображений не делай, не образов, не извоянийи скажи сынам своим и пришельцам своим и рабам своим что Б-г один и не делим иначе прокляты будите если нарушите :)и т. л"а рабы Божии это значит люди которые освободились от рабства в реали, на рабство в служении закону Б-гу :) тоесть начали выполнять закон и жить, тоесть создавать и реализовывать заветы Б-га в жизнь:)

Бог-един нет никого равного ему он всемогущ и милосерден создал он человека из глины. . Нет в этой жизни никого подобного ему.. . и создал он человека не по образу.. . Бог не родил и не был рождён. . Воистину он велик!

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
Если впасть в так называемую ересь, то можно предположить, что Бог, - сообщество высших существ двух полов.
Поэтому в Библии неоднократно Бог говорит о Себе во множественном числе.
Например (для сомневающихся): "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого".
(Бытие, 11 глава)

Наверх