» » Как формируется настоящая личность
загрузка...

Как формируется настоящая личность

О свободе личности. Как стать свободным человеком. Свобода это…

Людям свойственно стремление к свободе. Свобода как самоцель, свобода, как благо. Свобода, как стиль жизни. Мы все через это проходили, пытаясь достичь свободы. Но я за всю свою жизнь ни одного свободного человека не видел. Как бы парадоксально это не показалось на первый взгляд.

Давайте посмотрим на обычный жизненный путь человека.

Сначала ребенок, являясь плодом во чреве, связан пуповиной со своей матерью и не может быть свободен. Он получает от матери кислород, питательные вещества и полностью зависит от нее. Когда пуповина перерезана, человек снова оказывается несвободен, потому как он начинает быть зависим от акушеров, потом от матери. О какой свободе здесь может идти речь? Хочется распеленаться – заворачивают. Хочется поесть – отнимают от груди. Все определяется не самим ребенком, а его окружением.

Ребенок подрастает. Вроде бы должна наступить свобода. Но опять начинаются ограничения: «туда не ходи», «здесь не шуми», «это не делай». Опять все поступки определяются взрослыми. Мама решает, что тебе кушать, как тебя наказать, когда тебе спать или идти гулять. Снова нет свободы. И человек думает – «Вот подрасту и стану свободным!»

Наступает школьный возраст и, казалось бы, можно принимать самостоятельные решения. Но снова нет свободы, ибо человек начинает зависеть от учителей, от требований посильной помощи по дому. И опять не ты принимаешь решения, свободы нет. «Ладно, – думает ребенок, – Еще подрасту».

С возрастанием ребенок опять-таки не достигает свободы. В старших классах он уже получает гораздо более серьезные нагрузки, начинает зависеть от своих одноклассников, Человек входит в социум и теперь уже от него зависит. Даже в большей степени, чем от родителей, потому что с ними он проводит меньше времени. Социальные факторы определяют его поведение.

Мысль о свободе не покидает: «Вот подрасту, и начнется настоящая жизнь!» Но через несколько лет ты начинаешь зависеть от другого социума, то есть, от университета. Думаешь тогда: «Ну все. Вот 18 лет стукнет – и никто мне не указ!» А в 18 лет, например, случается любовь, и ты уже чувствуешь ответственность перед другим человеком. Начинаешь зависеть от него. Снова не ты один решаешь все в своей жизни.

А когда женишься, еще меньше решаешь. Свобода ограничена другими обязательствами, необходимо как-то поддерживать семью. Ты зависишь от детей, от их желаний. Дети подрастают, ответственность увеличивается, свобода уменьшается: вместо того, чтобы пойти с друзьями попить пиво, ты идешь домой, потому что тебя дома ждет жена и ребенок. Когда появляются внуки, ты тоже не можешь о них не заботиться, ведь они такие хорошие и любимые. Потом ты болеешь и начинаешь зависеть от врачей. И так до конца. До последнего вздоха ты от кого-то зависишь…

И вот возникает вопрос: а где она, свобода, и возможна ли она в принципе. О какой свободе тогда люди мечтают? Ведь все знают эти вехи. Как можно тогда мечтать о том, что очевидно несбыточно? Мы не видим вокруг себя людей, которые считают себя свободными. И вопрос свободы, как какой-то ценности в жизни, постоянно поднимается, но не находит осмысления. Быть свободным, конечно, хорошо. Наверное. Нам так внушили, по крайней мере. Но мы ведь не видим таких людей!

Страница
28


ВВЕДЕНИЕ. 3

Бывает, что мама допускает небольшие   промахи в «подстройке»: там не ответила на улыбку ребенка,  на его призыв, там обесценила его потребность в ласке, отвергла, наказала и т.д.  Из этих  маленьких несоответствий (коммулятивных травм) формируется  настоящая травма, как из маленьких песчинок  формируется настоящая дюна. Постепенно нарушается взаимосвязь между матерью и ребенком. Ребенок не чувствует себя принятым в отношениях с родителем и не чувствует безопасности. И для того, чтобы выжить ребенок начинает адаптироваться к требованиям окружающего мира. Естественные потребности и функции организма человека отщепляются и прячутся (подавляются и отрицаются), а приспосабливающийся социальный фасад становится  как будто собственным «Я».

Ребенок   все больше и больше прячется в свой собственный мир. Его внутреннее «Я»  становится безопасным и это то место, куда он может уйти в ситуации стресса. Это может быть его личная «норка», «матка», где действительно хорошо и безопасно. И туда человек периодически уходит.  Он формирует  такое место в себе навсегда. В ситуации опасности или  стресса шизоидная личность будет защищаться уходом  - убегание по типу ухода в себя. Чуть что, он как черепашка, прыг в панцирь  и закрылся, там ему хорошо, тепло, там «Я» находится в каком-то непонятном месте, и человек сам  не понимает и не может его описать, потому, что в том периоде у него еще не было слов. Для внешнего мира появляется   «Я - небезопасное»,  фасад. Здесь истинное «Я» прикрыто безопасным фасадом, которое заведомо будет принято окружающими.


С этим было хуже: в других местах, в незнакомых компаниях мне нечего было "предъявить", особенно на первых порах. Тогда мой друг - он был старше меня на два года - "подвесил" меня на турнике. Запомнил почти дословно его первое пояснение: "Слушай! Ты придешь в любой двор, "поковыряешься" на турнике, сделаешь "задний бланш" или солнышко - и все. Везде будешь хвост трубой держать и других учить". Так и произошло. Одно из средств успешной индивидуализации было освоено.

Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т. д.


Став членом бригады на производстве, молодой рабочий, пройдя адаптацию во второй фазе становления своей личности в коллективе, стремится найти пути обозначения своей индивидуализации, своих особенностей, к которым бригада внимательно присматривается.


В результате эти выявившиеся отличия у одних (смекалка, юмор, самоотверженность и т. п.) принимаются и поддерживаются, а у других, демонстрирующих, например, цинизм, лень, стремление свои ошибки свалить на другого, наглость, могут встретить активное противодействие.


В первом случае происходит интеграция личности в группе. Во втором, если противоречия оказываются неустраненными, - дезинтеграция, имеющая следствием вытеснение личности из группы. Может случиться и так, что возникнет фактическая изоляция личности, которая ведет к закреплению в характере многих отрицательных черт.

Что мы имеем? Во-первых, тело. Тело дает возможность находиться в материальном мире: передвигаться, делать что-то, видеть, слышать, чувствовать хотя бы то, что связано непосредственно с этим материальным миром. Но что же находится в теле, что управляет им? Что скажут по этому поводу, например, психологи? Психологи будут говорить о личности, ее формировании, особенностях, характеристиках, факторах, влияющих на нее. Они приведут множество определений личности и способов ее описания. Множество всяких классификаций, которые описывают то, что находится в теле, то есть личность.

Подсознательно и осознанно.

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Вот это я называю настоящей социализацией – обычная, насыщенная жизнь семьи, которая достаточно общается с другими людьми в разных обстоятельствах – приглашает гостей и сама ходит в гости, бывает в разных интересных местах, путешествует с детьми, помогает детям раскрываться в творчестве. В таких обстоятельствах ребенку проще сформировать свою личность, научиться понимать себя и оставаться собой в обществе. Дети видят обычную жизнь и своих родителей в ней. Они ходят в ними в банки, магазины, помогают дома во всем, в чем могут. Разве они вырастут неподготовленными к жизни?

При этом я хочу вас и успокоить. Современные дети, которые рождаются у нас, другие. Мы легко позволили отнять у нас индивидуальность еще в ясельной группе. Они другие. Мы называем их упрямыми, непослушными. А на самом деле они просто более живые чем мы. И они так просто от себя не отказываются. Они за себя бьются, отражают различные вторжения, и любой ценой пытаются сохранить свою целостность. За что мы водим их по врачам и кормим их всякими таблетками.

Одна случайно встреченная как-то девочка в свои пять лет как-то сказала удивительную вещь. Я спросила ее, каким она видит себя в будущем, и она ответила:

«Я хочу вырасти, но не хочу стать взрослой. Я не хочу работать на работе как мама. Я хочу делать других людей счастливыми, делиться с ними своими радостями. Папа говорят, что так не бывает. А я думаю, что это они живут неправильно и скучно. Работа, дом, работа, дом. И никакой радости. Зачем же Богу нужны такие грустные люди здесь, на Земле?»

Итак, Л. — это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения, зависти,ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов,совокупности ее потребностей, творчеству,перекрестью деятельностей, аффектам, смыслам,субъекту, индивиду и т. д. и т. п.

Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. — это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий. Л. — это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для Л. характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Буякас выделяет др. черты: Л. — это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б. исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)

Личность. Устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных. Л. — это человек в целом, ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий.

   Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

Наверх