» » Какой смысл в слове смысл
загрузка...

Какой смысл в слове смысл

смысл — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

смысл

    Категория смысла неявно появляется у Аристотеля как господствующая во всей его метафизике “мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса” (Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля.— В кн.:

. Соч., т. l. M., 1976, с. 32). Телеология Аристотеля в значительной мере возникла на основе его учения о целесообразных функциях человеческой души и приобрела статуе универсального космологического принципа — единства цели мирового процесса. Аристотель считал, что

не является дурно написанной трагедией, но гармоничной целостностью, исходная

и конечная цель которого восходит к Богу.

    Пантеистическое

отождествляет Бога с логосом — законами, имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим. Цели бытия определены этими законами, а, значит, принадлежат той же реальности, что и любой

этого мира. Тем самым смысл как


А так как в условиях глобализации социально-экономических процессов речь, с одной стороны, идет о союзе суверенитетов, а с другой – о взаимопроникновении культур и обществ, чрезвычайно важен становится вопрос о наличии в образовании молодёжи компонентов кросс-культурности – знаний и представлений об иных культурных традициях и других народах, особенно живущих рядом.


Такие курсы сегодня принято относить к элементам поликультурного образования. Однако этот термин не совсем корректен. Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Изначально в этот порождённый теоретиками современной педагогики из США и Европы термин вкладывается смысл отказа от "монокультурной, евроцентрической ориентации", использования опыта неевропейских народов, а также вообще использования практики и достижений "неклассической" педагогики. В эпоху постмодерна последнее положение ведёт подчас к весьма неординарным, мягко говоря, педагогическим экспериментам. Однако, по-настоящему серьёзное социальное значение они приобрели лишь в сфере пропаганды "толерантности". О чем идет речь?


Если включение в образование, воспитание тех же этнокультурных компонентов в нестандартной для предыдущей эпохи форме обучения или, например, исследование влияния педагогической мысли Востока (куда включают и средневековую Византию) для западного образования несут положительную нагрузку, то некоторые утверждаемые в рамках либеральной доктрины политкорректности аспекты толерантности в образовании совсем нежелательны для общества, которое стремится к самосохранению и развитию.

Нужен ли нам такой "опыт"?


С тем, чтобы оправдать дозволенность гей-парадов, уже в младших классах в школах Запада вводятся курсы "толерантного" отношения к сексуальным меньшинствам. Подобное толкование понятия "толерантность" выходит за его традиционные рамки. Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости": лат. tolerantia терпение; англ. tolerance, toleration, нем. Toleranz, франц. Tolerance, однако подразумевается терпимость культурная, а отклонения от гетеросексуальной нормы в прежние времена в качестве субкультуры не рассматривались.


Обратим внимание на характеристику определения толерантности в Преамбуле Устава ООН: "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи" – и сравним её с тем, что говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году: "Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира". В Декларации понятие толерантности определено как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека".


Как видим, свободное толкование понятия "терпимость" в духе Декларации ЮНЕСКО, практикуемое сегодня либеральным Западом и навязываемое им другим, вполне может оправдать и гей-парад, и некрофилию, если потребуется.


Поэтому более объективному порядку вещей соответствует понимание терпимости, базирующееся на традиционных ценностях, которое на европейской арене наиболее явно выразила Россия устами ее политических и духовных лидеров. Этот подход не противоречит принципам Декларации ЮНЕСКО, но уточняет их ограниченность нормами рационально объяснимой и объективно ориентированной на общее и индивидуальное благо традиционной морали.

"Культурная адаптация" или диалог культур?


Другим дискуссионным моментом темы толерантности в современном образовании является вопрос межнациональных взаимоотношений и культурной взаимоадаптации. На сегодняшний день наработанный на Западе потенциал в этой области применяется на практике весьма спекулятивно. По сути, педагогические задачи сводятся к "культурной адаптации" мигрантов, под которой подразумевается их "огражданвливание", "цивилизация". Практически, речь идет все о том же евроцентрическом подходе, который в рамках учебных заведений не дает иного эффекта кроме отрыва молодежи от традиционных устоев и превращения её в маргинальную массу. Это обуславливается самим устройством современного западного общества, его социально-экономическими реалиями. В России этот подход просто неприменим. В условиях совместного проживания десятков коренных народов речь может идти лишь о привитии терпимости через познание, ведущее к взаимоуважению, при обязательном условии сохранения собственной самобытности. В рамках общей ориентированности образования на воспитание современной культурной личности, с соответствующим кругозором, этикой мышления, поведения, уровнем духовного и интеллектуального развития, это оправдает одно из значений понятия "толерантность" в "Толковом словаре русского языка" Д.Н. Ушакова, чрезвычайно актуальное в сегодняшних условиях: "полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды".


Понятно, что именно такой подход к образованию, с упором на формирование культуры, отвечает декларируемым российским руководством приоритетам государственного и общественного развития. Однако путь к выработке и внедрению оптимальных форм подобного подхода непрост. В 1996 г. вышло Постановление Правительства Москвы "Об открытии школ с этнокультурным компонентом", послужившее важным стимулом для обновления содержания общего образования на основе национально-культурных традиций народов России, а также для приобщения школьников к мировому культурному наследию. Во многих российских регионах в школьную программу в качестве местного образовательного компонента введены курсы народоведения и основ религиозной и национальной культуры народов РФ.


Однако, системной работы на государственном уровне в данной сфере пока не ведется. В среднем и высшем российском образовании по-прежнему пока преобладает утилитаристский, обескультуренный подход. Некоторыми высокопоставленными теоретиками это даже обосновывается как залог позитивного развития России, становления единого гражданского общества, единой гражданской нации. Однако, подобные штампы в духе вестернизированного либерализма прикрывают прямое противоречие заявляемым приоритетам. Построить в России единое гражданское общество за счет размывания корней и подгонки всех под некий "общий культурный стандарт" невозможно. Такой подход отвечает интересам разве что транснациональных корпораций.


Смысл слова зависит от всей совокупности знаний человека, его жизненного и эмоционального опыта, его личностных качеств. Поэтому смысл слова более подвижен, чем значение, динамичен и, по сути дела, неисчерпаем. Однако предпосылкой взаимопонимания людей является значение слова, поскольку оно является обобщенным отражением предметного объективного содержания явлений, оно фиксируется в системе языка и благодаря этому приобретает устойчивость.

Петька шел рядом с отцом, стараясь вникнуть в смысл происходящего. Вишневский, Песнь человеческая.

3.

Разумное основание, назначение, цель.

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-мысл-/-мышл-/-мысел-/»[править]
  • существительные:бессмысленность, бессмыслица, безмыслие, вымысел, домысел, домысливание, замысел, замышление, измышлизм, мысль, мыслишка, мышление, осмысление, смысл, осмысленность, мыслитель, мыслительница, помысел, смышлёность, умысел, измышление, помышление, промысел, промысловик, промышленник, промышленность, умышленность
  • прилагательные:вымышленный, замысленный, мысленный, мыслительный, смышлёный, осмысленный, бессмысленный, неумышленный, мыслящий, мыслимый, немыслимый, промысловый, промышленный, умышленный
  • глаголы:домысливать, домыслить, домышлять, замыслить, измышлять, мыслить, обессмыслить, обессмысливать, осмысливать, осмыслять, осмыслить, помышлять, помыслить, поразмыслить, размышлять, смыслить, умыслить, умышлять, домысливаться, домыслиться, домышляться, замыслиться, измышляться, мыслиться, обессмыслиться, обессмысливаться, осмысливаться, осмысляться, осмыслиться, помышляться, помыслиться, поразмыслиться, промыслить, промышлять, промышляться, размышляться, умышляться
  • наречия:бессмысленно, мысленно, осмысленно, смышлёно, умышленно, неумышленно, мыслимо, немыслимо
  • существительные:бессмысленность, бессмыслица, безмыслие, вымысел, домысел, домысливание, замысел, замышление, измышлизм, мысль, мыслишка, мышление, осмысление, смысл, осмысленность, мыслитель, мыслительница, помысел, смышлёность, умысел, измышление, помышление, промысел, промысловик, промышленник, промышленность, умышленность
  • прилагательные:вымышленный, замысленный, мысленный, мыслительный, смышлёный, осмысленный, бессмысленный, неумышленный, мыслящий, мыслимый, немыслимый, промысловый, промышленный, умышленный
  • глаголы:домысливать, домыслить, домышлять, замыслить, измышлять, мыслить, обессмыслить, обессмысливать, осмысливать, осмыслять, осмыслить, помышлять, помыслить, поразмыслить, размышлять, смыслить, умыслить, умышлять, домысливаться, домыслиться, домышляться, замыслиться, измышляться, мыслиться, обессмыслиться, обессмысливаться, осмысливаться, осмысляться, осмыслиться, помышляться, помыслиться, поразмыслиться, промыслить, промышлять, промышляться, размышляться, умышляться
  • наречия:бессмысленно, мысленно, осмысленно, смышлёно, умышленно, неумышленно, мыслимо, немыслимо

ни на что не указывает, но, напротив, служит последним основанием всякого разъяснения. “Слово” (калима) понимается как единая

, в которой “выговоренность” связана со смыслом отношением указания. Эта

понимается не как случайная, но как “истинная” (хакйка), и этим “выговоренность” отличается от, с одной стороны, “бессмысленного звука” (савт), который не передает смысл, ас

, от “знака” ('алам), который может быть произвольно установлен для указания на какие-то вещи, как

собственное указывает на человека произвольно, не передавая никаких его существенных признаков. С пониманием связи между выговоренностью и смыслом как неслучайной и передающей существенные признаки связаны и характерные черты трактовки истины, особенно в ранней арабо-мусульманской философии (см.

).

    Как в философии, так и в филологии смысл понимается как номинально отличный от выговоренности, благодаря чему дает приращение знания в сравнении с выговоренностью. Переход от выговоренности к смыслу называется “пониманием” (фахм), в связи с чем термин “понимаемое” (мафхум) употребляется как синонимичный “смыслу”. Понимание наступает автоматически у всех носителей языка и дает им “истину” (хакйка), т. е. смысл сказанного. Такому истинному пониманию смысла противопоставляется “иносказание” (маджаз), когда выговоренность намеренно ставится в соответствие не своему, а другому смыслу. Типология иносказания, разрабатывавшаяся в арабо-мусульманской поэтике и риторике, отличалась от аристотелевской. Пара “выговоренностьсмысл” описывается с помощью другой фундаментальной пары терминов, “явное-скрытое” (захир-батин, см. Явное), поэтому “понимание” оказывается “выявлением” (изхар), т. е. превращением скрытого смысла в явленное. Трактовка процедур получения знания в философии в значительной мере зависит от этого представления о выявлении смысла. Разные варианты сочетания смысла с выговоренностью, в зависимости от объема и содержания смысла, дают


И многие христианские святые далеко не всегда проявляли политкорректность. Священномученик Афиноген, возмущенный арестом монашеской братии, придя к город к судье, начал громко кричать: «Зачем ты обокрал меня, мучитель, расхитив церковь мою? Пусть видит Бог злое дело, совершенное тобой, и пусть обрушится Своим гневом на тебя!» А когда игемон Филомарх пытался заставить его принести жертву идолам, святой ответил ему, прямо скажем, не очень вежливо: «Мучитель беззаконный, пес прескверный и бесстыдный! Не испугаешь нас своими угрозами, делай, что хочешь: мы готовы терпеть все за нашего Бога». Не церемонилась со своим истязателем и мученица Марина: «Мерзкий пес! Свинья! Ты пожираешь человеческое мясо», – вот что он услышал от нее. И мученица Христина князя, который ее терзал, назвала нечестивцем, а своего отца – слугой сатаны.


Какой же вывод можно сделать? Разрешимо ли это противоречие? Сами разрешать его не дерзаем, обратимся за помощью к духовно просвещенным отцам.


Святой Василий Великий пишет: «Поскольку Господь иногда говорит: “Не судите по наружности”, а иногда повелевает: “Но судите судом праведным” (Ин. 7: 24), то не вовсе запрещает нам судить, а показывает различие суда… Поэтому, если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: “Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” (1 Кор. 4: 5). Но защищать суды Божии – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия» (Василий Великий, святитель. Алфавит духовный. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2006. С. 322–333).


История Вселенских Соборов, жития святых и вообще острая духовная брань, не прекращавшаяся с момента прихода Спасителя в мир, ярко иллюстрируют нам это поучение. Вот, например, как противостояли Брестской унии 1596 года верные пастыри Православной Церкви. Иоанн Вышенский, уроженец Судовой Вышни под Львовом, подвизавшийся на Афоне, слал своим соотечественникам вдохновляющие послания. Короля Сигизмунда III, боровшегося с православными и всячески способствовавшего укреплению униатов, он называл «дьяволом в короне». А в «Послании к епископам, которые отступили от Православия» писал: «Для чего именем христианским бесстыдно осмеливаетесь себя называть, если чести этого имени не уважаете?.. Будьте прокляты вы, (униатские) владыки, архимандриты, игумены, которые опустошили (православные) монастыри и сделали себе из святых мест имения, сами вместе с друзьями и слугами проводите там развратную и животную жизнь, возлежа на святых местах… а в монастырях нет монашеской жизни, нет пения и молитвы, воют псы» (Гайдук Н. Брестская уния 1596 года. Минск: Православное братство во имя архистратига Михаила, 1996. С. 68). Святой Афанасий Брестский проклинал унию даже перед своей казнью, стоя на краю выкопанной для него могилы. Как видим, политкорректностью там даже не пахло.


В согласии с Василием Великим рассуждал и святитель Иоанн Златоуст. Поясняя изречение Господа: «Не судите да не судимы будете», он говорил о том, что Спаситель не всех и не за все запрещает судить, а только если человек, будучи исполнен бесчисленных грехов, порицает другого за маловажные проступки. Это рассуждение приводит в своем труде «Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение» архиепископ Аверкий (Таушев), фактически наш современник. Увидев ужасы кровавой богоборческой революции в России, а потом попав на Запад и убедившись, что либерально-демократическая идеология и там производит ползучий богоборческий переворот, он прекрасно понимал, каким тоталитаризмом греха чревата в современных условиях проповедь тотального неосуждения.


«А теперь, в переживаемое наше страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу-Спасителю и Его истинной Церкви, не можем не осуждать со всей решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову и разрушить святую Церковь, осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими святынями… Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное толстовское учение о непротивлении злу (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию и ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма!): всякий истинный христианин непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал», – пишет архиепископ Аверкий.


И далее: «Мы осуждаем слуг грядущего антихриста и самого антихриста. Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники-неохристиане, исполненные какой-то необыкновенной сверхлюбви и всеохватывающего прощения?»


Архиепископ Аверкий пишет и о том, кому выгодно подобное всепрощение: «Совсем никого и ни за что не осуждать – такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего антихриста для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их властелина. Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное всепрощение нужно лишь врагу Христову антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем и самого антихриста, не помышляя о борьбе с ним?» (см: ).


О том же говорил в 1925 году и Иван Ильин: «Если я, не вмешиваясь, предоставляю свободу злодею духовно губить и кощунствовать, то я соучаствую в его злодеяниях. Где расточенная доброта попирается свирепыми животными (ср.: Мф. 7: 6), там необходимы гроза, страх, меч и страдание. А не говорить злу ни да ни нет – значит сказать ему “да”, поэтому прячущийся вовсе не выжидает, а предает, ибо молчанием предается Бог» (см.: Новый век. 2006. № 3 (36).


Эту же позицию подтвердил несколько лет назад и Святейший Патриарх Алексий II, говоря о необходимости активной борьбы с развращением детей и молодежи: «Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».


Список использованной литературы


 1.            Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно – публицистический вестник. М., 2001.

Значение слова Смысл по словарю Ушакова:
СМЫСЛ, смысла, м. 1. Внутреннее, логическое содержание(слова,речи, явления), постигаемое разумом, значение.Прямойсмыслслова.Переносныйсмысл.слова.Проникнуть в смысл событий. Смысл закона совершенно ясен. Придать чему-н. какой-н. смысл. Не мог уловить смысла в этой запутанной фразе. В тесном, в широком, в точном смысле слова. 2. только ед. Цель,разумноеоснование. В чем смысл этой затеи? Смысл жизни. Не вижу никакого смысла в этом поступке. || Преимущество,выгода,польза (разг.). мне нет смысла переходить на другую работу. 3. только ед. Разум,способностьпонимать и рассуждать (книжн., устар.). Вы: не предполагаете во мне художественного смысла. Тургенев.Иметьприродный смысл. Здравый смысл (простая, трезваярассудительность). В полном смысле слова (разг.) - перен. совершенно,совсем,окончательно. Это - жуир в полном смысле слова. Салтыков-Щедрин. В смысле чего - перен. в отношении чего-н. Мы перегнали главные капиталистические страны в смысле техники производства и

Наверх