» » Какова цена человеческой жизни
загрузка...

Какова цена человеческой жизни

Какова цена твоей жизни? - МегаМэн

Какова цена жизни отдельного человека? Обычно говорят, что жизнь бесценна. Но такая формулировка хоть и точна, но для логического, материального ума кажется довольно абстрактной. Используя слово «бесценность» можно философствовать, льстить, делать комплименты. Но сколько платить за то, что бесценно? Давайте попробуем дать цену человеческой жизни, чтобы иметь возможность отталкиваться от чего-то измеримого, от чего-то более близкого нам.

Прогресс науки и техники, приведший к мощной научно-технической революции, сосуществует с такими явлениями, как терроризм, война, суицид, наркомания, свидетельствующими о цивилизационном кризисе современности.

«На сегодняшний день человек поглощен «вирусом непомерной жадности», его беспрестанно беспокоит желание иметь все больше и больше материальных благ, а ради этого он может добровольно отдать самую главную ценность – свою жизнь[1, С. 123].

В России не существует методики для измерения человеческой жизни, цены человека, хотя это необходимо для расчетов компенсации материальной помощи жертвам всевозможных катастроф и терактов. Но эти термины оцениваются как кощунственными и по этой причине критикуются как за рубежом, так и в нашей стране [2, С. 192].

Ценность и цена человеческой жизни менялись и в отдельно взятые времена были различны. В древних государствах существовали «низшие» слои общества, называемые рабами, которых продавали за определенную цену… они были своего рода вещами. Но это не распространялось на людей других «высших» сословий, значит, тогда цена зависела от статуса человека (титула, класса, сословия, касты), и только принадлежание к «высшему» классу делала жизнь бесценной. Довольно низкие понятия, но это было…

А как же оценивается жизнь в современном обществе? На мой взгляд, изменились лишь поверхностные, внешние понятия, появилась псевдо-свобода людей. Ведь нашей жизнью также руководят люди особенные, привилегированные, наделенные властью, деньгами и прочими благами цивилизации. Как некогда рабовладелец распоряжался над своими людьми-вещами, так и власть имущие управляют нами и диктую нам как жить.

Рассмотрим такую ценность как рождение, продолжение рода и воспроизводство населения. Жизнь лишь для собственного удовольствия, отсутствие заботы о потомстве приведут к тому, что человеческому роду скоро придет конец. В связи с этим у каждого должна быть установка продолжить собственный род, позаботиться о нем, и, только в этом случае, человеческий род не прервется.

Заместитель начальника отделения милиции Тунгокоченского РОВД Забайкальского края Олег Иванов и старший оперуполномоченный уголовного розыска Юрий Князев решили, что житель поселка Вершино-Дарасунский Сергей Степанов как никто иной подходит на роль козла отпущения, на которого можно повесить нераскрытое преступление. Перед смертью 36-летний мужчина успел рассказать близким, что милиционеры его многократно поднимали и бросали на пол, после чего танцевали на его теле. Через пару месяцев отец Сергея покончил жизнь самоубийством: не смог перенести потерю сына. Милиционеры получили по 8 и 7 лет колонии строгого режима соответственно. Сестра забитого до смерти спустя три года добилась выплаты от Минфина 100 тысяч рублей.

В ноябре 2007 года родителям убитого милиционерами жителя татарстанского поселка Актюбинский Ильмира Хайдарова чиновники выплатили 300 тысяч рублей. А уже в этом году государство решило вернуть ушедшие из бюджета на компенсацию морального вреда деньги, направив иски в порядке регресса. Суд пошел навстречу прокурорам, и получившие в свое время 3 года и 9 лет лишения свободы старший оперуполномоченный Марат Валеев и сотрудник патрульно-постовой службы Рамиль Сафин должны будут возместить бюджету откупные за пытки.

В конце мая глава МВД Татарстана Асгат Сафаров заявил, что «во многих случаях люди просто пытаются заработать на судебных исках, требуя компенсации «морального ущерба», ведь суммы жертвам милицейского произвола присуждаются немалые».

Это не в прошлом, Витя, это совершенно не в прошлом. Как ни странно, сейчас, конечно, модно впрямую говорить - Сталин, сталинизм, сталинистское, как бы не по-хорошему либеральное. Как-то странно, что я за последние полгода уймищу людей видела, которые то, что сейчас в наивной манере женщина на пейджере спросила: скажите-ка вслух, сколько? Вот на Радио Свобода, будьте людьми, скажите. Я думала, сколько Витя скажет. Я хорошо помню - 60 миллионов. Я видела уйму грамотных людей за последние полгода, которые отказываются 60 миллионов вспомнить, что они были в Солженицыне, отказываются так сплюсовывать, как он сплюсовал, отводят глаза и говорят совершенно другие цифры, близкие к тому, что наш друг-майор. Статистика. У нас очень плохо с информацией.

Да дело в том, что у нас не только с информацией, у нас дело с историей плохо, просто люди не хотят об этом знать, не хотят об этом думать.

У нас опять Петербург. Дмитрий, пожалуйста.

Здравствуйте, дамы и господа. Я бы хотел отметить не цену жизни, потому что цена жизни в обществе реальна, это не головное что-то, это то, что есть. Правильно сказали - МРОТ, спасение заложников, посылание на войну убивать непослушных - это не главное, главное - общество в себе. Главное - разница в цене. Возьмите цену депутата, она соответствует цене ста человеческих жизней, примерно сто МРОТ. Вот в чем проблема любого общества. Возьмите любое общество дикое, оно тоже в себе живет. Нельзя сравнивать наше общество с обществом более продвинутым, как США, это же глупо.

Никто не сравнивает.

А почему цена депутата?

Дмитрий, а что делать? Вот вопрос русский. Какие у вас предложения?

Очень просто: главное в обществе нужно поднимать гарантии жизни. Что такое гарантии жизни? Они должны быть просто бесплатные. Люди должны иметь некий минимум, потому что иначе рынок не построить. Вот в чем проблема.

Ясно, Дмитрий. Анастасия Ивановна пишет нам на пейджер: "В России вымирает до двух миллионов человек в год". Действительно, в России вымирает столько людей.

Сокращается на два миллиона численность населения.

как прЫнц... да, приснится ж тебе.. .

во сне

...

Для нас орудие одно...

Эта цитата из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" как нельзя лучше описы­вает теорию "двух разрядов" Раскольникова, которая делит людей на гениев и всех про­чих, "вошей". Раскольников видит в своей теории величайшее открытие, не замечая того, что он просто присоединяется к веко­вечной логике ненавистного ему  мира. Преступление Раскольникова началось не с убийства старухи, а в тот момент, когда в его голове появилась эта идея, которая сама по себе уже и есть преступление. Ведь деление людей на "два разряда" сразу дает ответы на многие вопросы, например, — кто имеет право на жизнь, а кто — нет. Старуха-процентщица по этому списку — лишь самая бесполезная, самая вредная "вошь". Но этот  список можно продолжать до бесконечности. Стоит только присвоить себе право выносить подобного рода решения, и остановиться уже невозможно. Не случайно Достоевский пока­зывает, как одно преступление влечет за со­бой целую цепь смертей и страданий. При этом человек как бы освобождается от совести, становится по ту сторону добра и зла; раз сам автор теории принадлежит к разряду гениев, значит, ему все дозволено. Однако не­избежно возникает вопрос: в чем же состоит критерий, который позволяет делить людей на два разряда, и кто обладает этим правом? Что, если кто-то сочтет самого Раскольникова "вошью"? Всегда ведь среди "необыкновен­ных" найдутся любители попасть в еще более "необыкновенные". Идея "двух разрядов" - смертоносный бумеранг, увернуться от кото­рого невозможно.

  • "Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспре­рывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?.. "/ Ф. М.Достоевский

"Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспре­рывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?.. "/ Ф. М.Достоевский

Всем нам знакомы многочисленные приме­ры из современной истории, когда те или иные люди пытались воплотить в жизнь идеи, подоб­ные теории "двух разрядов" Раскольникова, на­деляя себя правом вершить судьбы других, оп­ределять, кто достоин жизни, а кто — нет. И столь же неизбежно, как и в романе, эти попыт­ки заканчивались полным крахом — просто по­тому, что кровь может породить только кровь, а убийство никогда не приведет к счастью. Стоит только забыть о том, что каждый человек обладает правом на жизнь, что жизнь, как таковая, является непреходящей ценнос­тью, и это ведет к катастрофе.

Почему убийство старухи - зло?

Согласен, покупка дополнительной жизни в наше время – это научная фантастика. Да и цена этой жизни взята такая, лишь затем, чтобы показать масштабы отношений. Но зная, что каждый прожитый день – это не 24 часа, которые нужно убить, потому что сегодня «нечего делать» —  а «оплаченный» дорогой заказ, мы можем совсем по-другому смотреть на вещи.

Существует много тренингов, книг и поучений, в которых рассказывается об истинной цене жизни. Жизни, в которой уникален каждый момент.  Потому что другого такого момента не будет, потому что жизнь одна и так далее. Но такие наставления влетают в левое ухо со скоростью звука, а с правого вылетают со скоростью света, не делая никаких остановок.

Из ряда отечественных ученых, которые занимались разработкой этой проблемы, выделяются такие авторы как Б.В. Корнейчук, А.И. Добрынин, И.В Скобляков, Н.Е. Тихонов, И.В. Соболев, В.П. Веряскину и другие.

Алтайская школа жизненных сил человека освещает социологический характер проблемы развития сущностных человеческих сил. Представители: Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов, С.И. Григорьев и другие.

В период меж формационного перехода, негативными симптомами которого является войны, революции и прочее, изучение обесценивания существования человека рассматривается сквозь призму психологии и/или истории. Данные направления представлены в работах В.Н. Конышева, К.С. Гаджиева, М.П. Требина, Е.С. Сенявской, А.Б. Асташова, Т.Ю. Кочепасовой и других.

Э. Тоффлер попытался проанализировать эту проблему в философском и социальном плане. Он проследил взаимосвязь причин происхождения мировых войн с нынешней эпохой, а именно перехода общества от индустриального развития к постиндустриальному.

Тема кризиса ценностей затрагивается, так или иначе, различным множеством философских исследований, которые посвящены социальным проблемам современности. Тем не менее, большинство останавливается лишь на феноменологическом уровне, не доходя в собственном анализе до сущности происходящих глобальных изменений ( В.Г. Борзенков, В.М. Розин, Н.С. Розов, И.Л. Петрухин С.И. Трунев и другие). И.Л . Петрухин в своей работе замечает прямую связь падения ценностей человеческого существования в России с массовым уходом и отказом от религии, однако в нынешнее время ситуация изменяется, и человек в нынешней реальности становится наивысшей ценностью [5, С. 164].

В январе этого года генпрокурор Юрий Чайка и министр финансов Алексей Кудрин издали совместный приказ о проведении обязательной прокурорской проверки по каждому случаю прекращения уголовных дел и оправдательных приговоров в суде. Причина простая: и Кудрина, и Чайку беспокоит рост количества удовлетворенных судами исков за незаконное уголовное преследование (150-200 поступающих исков в начале 2000-х против более 2000, удовлетворенных в 2008-м). Только в 2007 году на эти цели ушло 120 миллионов рублей. На практике этот приказ может обернуться угрозой пострадавшим – захочешь получить компенсацию, получишь возобновленное в отношении тебя уголовное дело.

На материалах реальной судебной практики Страсбургского суда журналисты составили соответствующий прайс-лист. Согласно нему, за «жестокое обращение милиционеров с заявителем: избиение в отделении милиции» Европейским судом в Страсбурге присуждается компенсация пострадавшим в размере от 8 тысяч евро до 33 640 тысяч евро. Плюс еще 3900 тысяч евро за длительное неисполнение данного решения.

Мне кажется, что эти жертвы, они тоже свидетельствуют о том, что в нашей стране очень легко расстаются особенно с достойными людьми. Потому что считается, что они высунулись, они что-то сказали такое, что не устраивало разных. Кого не устраивало, можно догадаться. И, следовательно, их надо уничтожать. Вот так происходит уничтожение национального генофонда. Давайте отдадим предпочтение Геннадию из Новосибирска.

Надо корректнее сформулировать выражение - цена человеческой жизни. Это словосочетание ничего не значит, оно приобретает смысл только в контексте - чьей жизни. Это первое. Второе: смертная казнь - за или против смертной казни. Это приведение в исполнение смертной казни нельзя рассматривать как право, допустим, государства и его карательных органов уничтожать любого человека. Вовсе нет. Смертная казнь должна быть инструментом психологического воздействия, воспитания на массу, в первую очередь на преступников. Чтобы преступник понимал, знал, что если он кого-то убивает, совершает преступление, покушается на чужую жизнь, он автоматически ставит под угрозу свою собственную жизнь, как выходит вместо двери из окна на десятом этаже. И все.

Понятно, Геннадий. Давайте послушаем Бориса из Санкт-Петербурга. Борис, здравствуйте.

Добрый вечер. Я бы хотел узнать ваше мнение по одному вопросу. Я как-то читал интервью с очень квалифицированным историком и филологом. И когда его спросили о тяжелой кровавой российской истории, в чем причина этого, он сказал, что вообще-то он не знает, но боится что причина в том, что в России никогда по-настоящему не привилось христианство. Вот я бы хотел спросить ваше мнение. Тем более, что общим местом является обрядоверие нашего варианта.

Очень интересный вопрос. Вы знаете, что по этому поводу была острая полемика как раз тех самых людей, о которых Владимир упоминал - это Гоголь и Белинский. Гоголь считал, что русский человек очень религиозный, а Белинский говорил, что как раз нет, что совсем не религиозный, русский человек о попе выдумывает разные шутки, прибаутки и вообще ведет себя далеко не христианским образом. История России показала, что, действительно, вы правы, Борис, христианство не очень глубоко проникло в сознание наших людей, что показал 17-й год. Вы сами прекрасно знаете, как уничтожались церкви. Вы знаете прекрасно, может быть, и высказывание Розанова, что "Русь слиняла в три дня". То есть какие-то моральные основы для того, чтобы мы могли удержаться на человеческом достойном уровне, самодержавие, и тут, Николай Николаевич, я должен в этой части согласиться, недостаточно глубоко создало. Но то, что потом пришло, было еще гораздо отвратительнее, то есть вообще небо и земля. И недаром многие русские люди вспоминали времена царские с такой большой ностальгий. Было не всем хорошо, не все верили в бога, но все-таки мораль на Руси существовала, была честь офицера. И когда есть честь, когда есть достоинство, то цена человеческой жизни каким-то чудесным образом начинает расти, она поднимается. Она поднимается не только по отношению к своим, но даже по отношению к врагам. И это надо иметь в виду. Потому что, если делить, как Наташенька делит на своих и на чужих, то, естественно, если чужие нелюди, то с ними можно обращаться как угодно. Но когда ты с чужими обращаешься как угодно, то постепенно ты осваиваешься так же бесчеловечно относиться и к себе. Вот опять без подписи, но сообщение довольно любопытное: "Стоимость жизнь в России 46 рублей 57 копеек. (видимо, математик какой-то писал) Разделит бюджет на количество жителей". Остроумно. Но все равно лучше бы, если бы вы подписывались. Володя, какое мнение насчет того, что мы выслушали от наших радиослушателей?

Я думаю, добавился один из вечных вопросов к двум "кто виноват?" и "что делать?" - это какова цена человеческой жизни в России?

Так не вычислишь.

Сказал очень интересно. Просто афоризм.

Пожалуй, может быть. Я бы занималась какой-то технологией укрепления нашего человека, любого его оздоровления. Мы в ужасном отвратительном виде те, кто помоложе и те, кто постарше, мы совершенно в зоне глубинного равнодушия, в полном забывании о каком-то милосердии. Ужасная гадость. Это на всех уровнях - на детских, медицинских, учебных. Так себе все, а это укрепляться надо.

Наверх