загрузка...

На что я могу надеяться

Гадание: На что я могу надеяться?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

2

3

4

5

6

категорический императив, трансцендентальный идеализм, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир

Платон, Беркли, Вольф, Тетенс, Хатчесон, Монтень, Юм, Декарт, Лейбниц, Локк, Мальбранш, Ньютон, Руссо, Спиноза

Рейнгольд, Якоби, Мендельсон, Гербарт, Соломон Маймон, Фихте, Бранкович, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Фриз, Гельмгольц, Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт, Риль, Файхингер, Кассирер, Гуссерль, Хайдеггер, Пирс, Витгенштейн, Апель, Стросон, Куайн, Фуко, Делёз, Хабермас

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant[ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля1724, Кёнигсберг, Пруссия[прим 1] — 12 февраля1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента — на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период оккупации был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы господства Российской империи над Восточной Пруссией из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям; напротив, сразу же после её окончания Кант издал целую серию работ. (Впоследствии Кант заявлял: «Русские — наши главные враги».)[1]

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику)[2].

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы:

Организация внешней свободы граждан предполагает то, что Кант называет правовым государством. В правовом государстве ограничен произвол отдельных лиц, но, в то же время, ограничен и произвол самого государства. Поэтому мы можем, продолжая мысль Канта, сказать, что правовое государство - это такое государство, в котором произвол и отдельного лица, и самого государства ограничен законом.

По Канту, история есть постепенное продвижение к правовому государству. Однако в мировой истории мы также находим взаимоотношения между государствами, и Кант замечает, что если внутри государств постепенно, с большим или меньшим успехом, с отклонениями, существует движение к правовому государству, то в отношениях между государствами властвует естественное право, т.е. право сильнейшего. Поэтому еще одна их целей истории - это установление правовых отношений между государствами, которые должны привести к постепенному установлению мировой федерации государств и вечному миру. Однако движение к правовому государству и вечному миру не есть автоматический, детерминированный процесс.

В области истории прогресс обеспечивается тем, что Кант называет “необщительных общением”, т.е. тем фактом, что человек одновременно управляется с двумя стремлениями: 1) к самостоятельному эгоистическому существованию за счет других и 2) к объединению. Эти две противоположных устремления составляют движущую силу истории, культуры, развития права и т.п.

В ходе истории человек совершенствует сам себя. Без сознательных усилий человека по самосовершенствованию история не сможет двигаться в направлении благоприятном для человеческого рода. Вообще такие усилия носят моральный характер, но они могут и конкретизироваться в различных эпохах как различные задачи. Так возникает кантовская концепция просвещения, оформившаяся в рамках разразившей в ученых кругах Германии дискуссии по поводу этого понятия[1].

Английский
философ Д. Юм (1711 – 1776) показал, что в научном эксперименте, да и в
обыденном опыте, следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней
выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование
причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта, т. е. не
выводимы «апостериорно», но они не устанавливаемы также и логическим выведением
следствий из причин, т. е. «априорно».

«Природа, -
утверждал Д. Юм, - держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и
предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая
от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих
объектов».(5,2,35)

Внимание
родоначальной немецкой философии И. Канта (17224 – 11804) привлекла активность
субъекта в научно познавательной деятельности, созидание субъектом форм,
отсутствующих в природе. Не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне
сознания материальных «вещей самих по себе»; И. Кант, однако, считал их в
принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, они вызывают в нем множество
ощущений, упорядоченных посредством априорных форм живого созерцания. Представления
далее упорядочиваются посредством категорий рассудка и трансформируются в
явления. В процессе познаваемости деятельности субъект раскрывает мир феноменов
и развивает научное знание.

          Человек по натуре существо любопытное и
стремится узнать как можно больше. Прежде всего разобраться в самом себе.
Познать истину мира. Хотим мы этого или нет, мы постоянно сталкиваемся с чем-то
новым, размышляем над увиденным, и в нашем сознании откладывается какое-то
впечатление, мнение и выводы. Мы ощущаем, видим, воспринимаем, представляем – и
постепенно, кирпичик за кирпичиком у нас складывается наше знание. Конечно, это
хорошо, но далеко от идеальной нормы.

          Мы хотим быть первыми, чего-то добиться.
Но как? Вот от сюда уже и исходят множество вопросов, на которые мы пытаемся
найти ответы. У нас есть множество способов расширить свои возможности и
знания. Это размышления, опыты других людей, на которые можно опираться.

          Прежде всего, нужно научиться прежде всего
в психологии людей, уметь находить подход к каждому, хотя не спорю, это очень
сложно, каждый человек слишком индивидуален. Мы можем стремиться узнавать новые
и новые вещи, разбираться в них, домысливать. В принципе, человеку ничего не
мешает…Здесь уже зависит от желания.


Всепоглощающая тяга к
знанию – это одна из самых возвышенных потребностей мыслящего человека, мощная
идеальная побудительная сила человеческой деятельности. По словам Энштейна,
демон научных проблем безжалостно сжимает ученого в своих когтях и заставляет
предпринимать отчаянные усилия в поисках истины. Под влиянием этой силы люди
настойчиво занимаются накоплением знаний, художественным творчеством,
совершенно не думая о практических целях и расчетах. (6,458)

Движущей силой поведения и
сознания людей является потребность – состояние неустойчивости организма как
системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую
активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение
переходит в хотение, желания. Воля – это психический процесс, направленный на
удовлетворение потребности. Причина действия лежит в потребностях человека.

"На что я могу надеяться?" Ответ на этот вопрос предполагает исследование феномена веры (в том числе и религиозной) как одной из фундаментальных предпосылок человеческого существования. Анализируя данные проблемы, философ выделяет основные параметры человеческого существования, поэтому данную предметную область можно обозначить как экзистенциальную часть философии.

По мнению Шелера, между этими антропологическими подходами вообще нет никакой связи; нет единой идеи человека, нет сущностного понятия человека. В свою очередь, занимающиеся человеком специальные науки, количество которых все возрастает, больше скрывают сущность человека, чем проясняют ее.

– 164 –

Все перечисленные определения человека слишком узки, чтобы постигнуть человека целиком, выразить его существенные черты, потому что являются идеями человека, понимаемого как вещь, как некая эмпирическая данность. Но человек, замечает Шелер, вовсе не вещь, несмотря на видимую телесную очевидность, «он есть направление

И хотя он может предстать в естественнонаучном опыте как осязаемый предмет, его истинная сущность, постигаемая одной лишь философской антропологией, выходит за границы предметной действительности. Человек – больше, чем его наличное бытие. Именно поэтому он не умещается в эмпирических границах своего существования, в процессе становления преодолевая рубежи, которые наметила ему природа. Вросший в мир всеми корнями своего естества и связанный с ним интимнейшими узами, человек обладает потенциальной возможностью к бесконечному расширению сферы своего бытия.

Таким образом, приходит к выводу Шелер, человек есть микрокосм и одухотворенное живое существо; именно такое его понимание преодолевает узкие рамки существующих трактовок человека и создает необходимые предпосылки для постижения многообразия его возможностей.

Немецкий философ намеревался создать новую, действительно философскую антропологию, способную раскрыть сущностную специфику человека и его метафизическое положение в мире, преодолеть крайности сциентистской и антисциентистской ориентации.

писал он, – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия... вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи права и бесправия, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность»

. Именно эта задача постоянно находилась в центре философско-антропологической проблематики Шелера, отчетливо сознававшего трудности ответа на поставленный вопрос.

В качестве центрального понятия, позволяющего воссоздать доктрину целостного человека, Шелер предлагает категорию «дух». В «духе» человека содержится некая биологически невыводимая сущность – манифестация высшей первоосновы вещей как таковой. Это первооснова человека есть целенаправленная «сила», «влечение», «порыв», которые лежат в основании природы.

Если принять подобное сущностное понимание человека (противопоставив его животным и растениям), то в таком существе бессознательно для него, согласно Шелеру, происходит Богостановление.

– 165 –

Я счастлив всем, как сложилось все, даже тем, что было не так.
Даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак.
Я просто пытался растить свой сад и не портить прекрасный вид,
И начальник заставы поймет меня, и беспечный рыбак простит.


Христианская вера в жизнь после смерти перекликается здесь со смирением перед обстоятельствами, которые подтверждают пословицу: "все, что ни происходит, к лучшему". Для своих слушателей БГ дает несколько другой рецепт надежды - веру во всеобщее счастье:

Спи, пока темно, завтра вновь утро случится.
Я открыл окно - слышишь, спят звери и птицы.
А над всей землей горит звезда, ясная, как твой смех.
Мы с тобою вместе дойдем туда, где горит звезда для всех.

В отличие от школы "рока подворотен", от слушателя при этом не требуется никаких действий, кроме постепенного постижения философии БГ.

Школа Андрея Макаревича. "Машина Времени" несмотря на заметный пессимизм своих песен, все же оставляет место для надежды:

И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча, -
Я в сотый раз опять начну сначала
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.


Человек может надеяться прежде всего на изменение своего положения за счет начала отрезающего все прошлое нового этапа в своей жизни.

Показательно, что именно подобной направленности песни в творчестве группы наиболее популярны.

"Рок подворотен". Для этого направления вопрос "на что я могу надеяться?" очень тесно связан с вопросом "что я должен делать", т. е. выход из критических ситуаций возможен прежде всего за счет собственных действий. Тем не менее, изредка, в основном у "Алисы" встречается и непосредственно тема надежды:

3. 
Что я могу сделать

27. Надейся только на чудо.

28. Выручит красноречие.

29. Хладнокровие и осмотрительность.

30. На крепкий замок.

Как пользоваться гаданием

Если Вы хотите погадать на какой-то свой важный вопрос, поищите его в этом разделе «Гадания» и мысленно обратитесь к духу Оракула – к сивилле Кассандре:

«О, чистейший и добрейший дух Кассандры, направь мою руку на справедливый и честный ответ. Ибо кто, как не ты, мне откроет правду!»

Религия в пределах только разума (1796) • Метафизика нравов (1797)

Том 7

К вечному миру. Философский проект (1795) • Спор факультетов (1798) • Антропология с прагматической точки зрения (1798) • Приложение о вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?

Том 7

К вечному миру. Философский проект (1795) • Спор факультетов (1798) • Антропология с прагматической точки зрения (1798) • Приложение о вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?

Том 8

Рецензия на книгу И. Шульца "Опыт руководства к учению о нравственности" (1783) •

Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784) • Ответ на вопрос "Что такое просвещение?" (1784) • Рецензии на книгу И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества" (1785) • О вулканах на Луне (1785) • Предполагаемое начало человеческой истории (1786) • Что значит ориентироваться в мышлении? (1786) • О применении телеологических принципов в философии (1788) • О неудаче всех философских попыток теодицеи (1791) • О поговорке "Может это и верно в теории, но не годится для практики" (1793) • Конец всего сущего (1794) • Об органе души (1796) • О вельможном тоне, недавно возникшем в философии • Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии (1797) • О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797) • Заявление по поводу наукоучения Фихте (1799) • Лекции • Избранные письма •


Из рукописного наследия

Том 8

Рецензия на книгу И. Шульца "Опыт руководства к учению о нравственности" (1783) •

Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784) • Ответ на вопрос "Что такое просвещение?" (1784) • Рецензии на книгу И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества" (1785) • О вулканах на Луне (1785) • Предполагаемое начало человеческой истории (1786) • Что значит ориентироваться в мышлении? (1786) • О применении телеологических принципов в философии (1788) • О неудаче всех философских попыток теодицеи (1791) • О поговорке "Может это и верно в теории, но не годится для практики" (1793) • Конец всего сущего (1794) • Об органе души (1796) • О вельможном тоне, недавно возникшем в философии • Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии (1797) • О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797) • Заявление по поводу наукоучения Фихте (1799) • Лекции • Избранные письма •


Из рукописного наследия

  1. Россия, Калининградныне
  2. , которого Кант очень ценил. В свою очередь, именно к Мендельсону обратились с просьбой сделать эскиз юбилейной медали для Канта на 60-летие последнего.Моисеем Мендельсоном. Также Фишер сообщает и о прекрасных отношениях Канта с И. Г. Гамана, так и мнение о нём его корреспондента Рейнгольду в своем известном труде «История новой философии. Иммануил Кант и его учение» (кн. 4, гл. 6). Цитируется как сам Кант в письме К. ФишерО юдофобстве Канта пишет
  3. .«Пролегоменах ко всякой будущей метафизике…»Этот вопрос Кант затем повторит в
  4. Субъектом суждения в логике называется подлежащее суждения, то есть то, что обозначает предмет, о котором что-либо говорится или мыслится. Предикатом называется языковое выражение, обозначающее свойство или отношение. Например, x (субъект) есть зелёный (предикат, выражающий свойство); x (субъект) находится между y и z (предикат, выражающий отношение). (См. Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. 1997.)
  1. , 2013. — С. 281—285.Новое литературное обозрение.) Авториз. пер. с англ. В. Макарова. — М.: «Неприкосновенный запас». Глава 9: История идет к Канту // Его же. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. (Библиотека журнала Александр Эткинд
  2. Как служили России Иммануил Кант и его потомки? | Культура, искусство, история | ШколаЖизни.ру
  3. Briefwechsel. — München: Bei Georg Müller, 1912. — Т. II. — С. 366. — 403 с.Imm. Kant.
  4. Immanuel Kant. Der Mann und das Werk. — Leipzig: Felix Meiner, 1925.Karl Vorländer.
  5. , «История новой философии. Иммануил Кант и его учение».Куно Фишер
  6. 2322212019181716151413121110987654321↑ Иммануил Кант. (На обложке: Кант). — М.: Мысль, 1976. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 55 000 экз.Нарский И. С.См.:
  7. 54321↑ Кант. М., «Молодая гвардия», 1977. — 304 с., ил. (Жизнь замечат. людей. Серия биографий. Вып. 7 (570)). — Глава 7.Гулыга А. В.
  • Нарский И. С. Иммануил Кант. (На обложке: Кант). — М.: Мысль, 1976. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 55 000 экз.
  • .ISBN 5-06-004516-1 — 2000 экз.: Высшая школа, 2005. — 439 с. — (Классика философской мысли). — М. Иммануил Кант. — Асмус В. Ф.
  • Белый А. А.«Кантовская цитата в пушкинском тексте»
  • Баренбойм П. Д. Кант как отец Конституции России // Законодательство и экономика. — М.: Законодательство и экономика, 2009, № 9. — С. 5-9
  • Библер В. Кант-Галилей-Кант.- М., 1991.
  • Васильев В. В.Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М.: Наследие, 1998.
  • Гулыга А. В.Кант (ЖЗЛ)
  • Всеподданнейшее прошение философа Канта императрице Елисавете Петровне / Сообщ. Ю. Бартенев // Русский архив, 1896. — Кн. 2. — Вып. 7. — С. 455—456.Кант И.
  • Калинников Л. Иммануил Кант в русской поэзии: философско-эстетические этюды. - М., 2008.
  • Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - М., 2002.
  • Кембаев Ж. М. Идея «федерализма свободных государств» Иммануила Канта как важнейшая веха в развитии правовой теории межгосударственной интеграции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. С. 103—112.
  • Коген Г. Теория опыта Канта/Пер. с нем. В.Н. Белова. — М.: Академический Проект, 2012.
  • Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г.
  • Пекуровская Ася Герметический мир Иммануила Канта. — СПб., 2010.
  • Поппер К.«Иммануил Кант — философ просвещения»(недоступная ссылка)
  • Разеев Д. Н. Телеология Иммануила Канта. — СПб.: «Наука», 2010. — 312 с. — (Слово о сущем). — ISBN 978-5-02-025440-4.
  • .ISBN 978-5-88373-047-3 — 5000 экз.: "Канон+" РООИ «Реабилитация», 2008. — 520 с. — М. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). — Ойзерман Т. И.
  • 10 000 экз.: Высш. шк., 1988. — 224 с. — М.). — МГУ им. М.В. Ломоносова (В.Н. Кузнецов, (зав. кафедрой -- д-р философских наук, проф. К.Н. Любутин); д-р филос. наук, проф. философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького Философия И. Канта (Методологический анализ): Учеб. пособие для вузов / Рецензенты: кафедра истории философии Суслова Л. А.
  • Фуко М.«Что такое просвещение»
  • .ISBN 978-5-397-01495-3, 2010. — 152 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — Книжный дом «ЛИБРОКОМ»: М. Разъясняющее изложение "Критики чистого разума": Руководство для чтения. Пер. с нем. — Изд. 2, испр. — Шульц И.
  • .ISBN 5-88289-274-0 — 500 экз.: Современные тетради, 2005. — 271 с. — М.100 этюдов о Канте (Международное интервью, посвященное 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта) // Историко-философский альманах. — Выпуск 1-й: Кант и современность. — (переиздано в 2005, ISBN 5-98227-097-0, и 2010, ISBN 978-5-397-01706-0, годах)
  • .ISBN 5-88289-274-0 — 500 экз.: Современные тетради, 2005. — 271 с. — М.Материалы конференции «Кант и современная философия» (Москва, МГУ, 19-20 ноября 2004 года) // Историко-философский альманах. — Выпуск 1-й: Кант и современность. —

Наверх