» » За сколько дней Бог создал мир
загрузка...

За сколько дней Бог создал мир

Шесть дней творения — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"

К оглавлению


Сотворение неба - невидимого мира

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1).

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо, то есть духовный, невидимый мир или ангелов.

Ангелы - это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Высшие из них называются серафимами, херувимами и архангелами.

Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но, Бог не желал насильно заставить любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать - желают ли они сами любить Его - жить в Боге, или нет.

Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом - диаволом, сатаною. Слово «диавол» значить «клеветник», а слово «сатана» значит «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.

Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.

Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал Сатана, вместе с бесами, как молния, вниз - в преисподнюю, в ад. «Ад», или «преисподняя», называется место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.

Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.

Значит, в первом стихе, когда утверждается творение Богом «неба и земли», говорится о чем-то ином.

Современные ученые считают, что первый стих Библии говорит о Сотворении всей Вселенной, вернее, первовещества, которое позже упорядочится в тот мир, который мы знаем.

Возможно, здесь библейское небо и земля сродно шумеро-аккадскому понятию «ан-ки» (букв. «небо и земля»), то есть вся Вселенная.

2. Обратим внимание на одну деталь: на слова «сотворил Бог»! Правильнее было бы перевести не Бог, а… Боги. Здесь имя Бог (древнеевр. Элогим) – форма множественного числа от Элоах – Божество.

Почему Библия употребляет форму множественного числа?

На основании этого (и иных подобных мест) некоторые делают вывод, что изначально Библия учила о многобожии (политеизм). Однако ни о каком многобожии здесь нет и речи. Данный рассказ о Сотворении мира принял ту форму, которая нам известна, и был записан достаточно поздно, примерно в 6-м веке до Рождества Христова. Даже если предположить, что когда-то у евреев действительно существовал политеизм, ко времени записи рассказа о Сотворении мира с политеизмом было давно покончено. Здесь дело в другом. Употребление имени Бога во множественном числе – явление общее для сиро-палестинского региона, подобное мы находим и в угаритских, и в финикийских текстах. Здесь множественное число является как бы превосходной степенью для обозначения имени Бога. Бог обладает полнотой всех качеств, Он совершенен, и даже само именование Бога – превышает категорию ограниченности и единственности.

Для святых отцов и учителей Церкви эта множественность имени Бога скрывает в себе потрясающую тайну – тайну Святой Божественной Троицы. Бог один, но в Боге существуют Три Личности: Отец, Сын и Святой Дух.

3. Третье: Древнеееврейский язык знает два слова, обозначающих идею Творения. Это: бара и аса.

Первое – бара – применяется только к творческому акту Бога. Это такое творение, на которое никто кроме Бога не способен.

Вторым – аса – обозначается идея упорядочивания, совершенствования.

Творить – бара – может лишь Бог, без усилия, с легкостью и радостью.

Творить – аса – может человек, природа, земля.

Так вот, в рассказе о Сотворении мира мы трижды встречаемся с глаголом бара. Бог из ничего, силою любви Своей творит первовещество, материю, затем Бог творит жизнь, живую клетку, наконец, Бог творит человека.

Три раза мы встречаемся с державным Сотворил, то есть Бог привел к бытию что-то, что без Него никогда не могло бы появиться:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1);

«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных…» (Быт. 1, 21);

«И сотворил Бог человека по образу Своему…» (Быт. 1, 27).

И еще: если в языческих мифах праматерия существовала изначально, то Библейский автор непреклонен: Бог сотворил все из ничего. И если в рассказе книги Бытие это четко не выражено, то в других библейских книгах сказано об этом конкретно: «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего»[2].

4. И еще об одном следует упомянуть. Мы говорим о происхождении космоса. Но когда были сотворены ангельские существа, это бесчисленное небесное воинство, тьма тем и тысяча тысяч бесплотных и легкокрылых духовных существ?

Когда ангельский мир разделился на добрый и злой, на ангелов и бесов?

Некоторые богословы говорят, что это произошло до начала того повествования, которое мы находим в Библии. Священный библейский текст, говорят сторонники этой идеи, рассказывает о творении исключительно видимого мира. А перед творением нашего мира Бог создал духовный мир, о чем Библия не сообщает.

Однако с древности существовало и иное мнение, согласно которому мы находим указание на сотворение Богом ангельского мира уже в первой строке Библии. Под сотворенным небом, упомянутым в первом стихе Библии, следует понимать как раз сотворение ангельских существ.

«В начале сотворил Бог небо и землю» – сначала небо, то есть ангельские силы, затем землю, как первовещество для создания видимого космоса, Вселенной.

^ Ангелы света и ангелы тьмы…

Два слова о сотворении Ангелов и об отпадении их от Бога.

В начале сотворения неба и земли Бог создал Ангелов. Но один из Ангелов (Библия называет его Денницей – «Сыном утренней зари») восстал против Бога.

Как это происходило, мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Ангельский мир – таинственный мир, мир совершенно иной по сравнению с нашим.

Скудные свидетельства Священного Писания, слова Господа Иисуса Христа да мистический опыт подвижников Церкви – вот и все, чем мы можем оперировать, говоря об Ангелах. Как о добрых Ангелах, так и о злых.

Причем опыта общения людей со злыми духами в Предании Церкви больше, нежели опыта общения со светлыми Ангелами. И это объяснимо. Выполняя послушания Божии, Ангелы не часто посещают людей, не навязывают себя, оставаясь в тени, сокрытыми, даже помогая человеку. Бог не хочет, чтобы люди приходили к вере в результате эффектных и поражающих их явлений или откровений. Бог не принуждает человека к вере. И, кроме того, Ангелы света отгоняются от нас нашими грехами и душевной нечистотой. Иначе ведут себя демоны. Для них, оторвавшихся от Бога, единственным содержанием жизни является ненависть ко всему Божьему, светлому. Бог или верные Ему Ангелы – сатане и его воинству не по зубам.

Мир же, это чадо Божие, пронизанное животворящими и созидающими Божественными энергиями, воспринимается бесами как самый настоящий и реальный объект для нападок, причем нападок, часто весьма успешных. Духи злобы, являясь по природе ангелами, гораздо могущественнее нашего мира и нас. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Если бы им было попущено невидимо удерживающей их десницей Божией, то они истребили бы нас мгновенно». Вот они и нападают на человека, стремясь отвратить его (а через него и все мироздание) от Бога. И грехи человеческие бесов отнюдь не отгоняют, но радуют.

Бог творит Ангелов. Один из Ангелов – восстает против Бога и увлекает в богоотступничество часть небесных сил. И, как следствие, они отлучаются от Бога.

Вызванный из небытия к жизни, причем вечной жизни, сатана (так его прозвала Библия) вместе с единомышленными злыми духами отныне – враг творения Божия.

И, пока существует мир сей, сатана может обрести в нем точку опоры. Пока существует свободный выбор: за или против Бога – сатана может увлекать за собой и людей. Но когда-то время этого мира пройдет. Наступит вечность, и все зло в новом мире будет истреблено. А значит, сатана и бесы совершенно лишатся возможности совращать людей ко злу. Что будет с сатаной? Некоторые богословы предполагали, что если уничтожится все зло, то исчезнут, уничтожатся, сгорят и все его носители. Соответственно, говорят эти богословы, сгорит и исчезнет и сатана со своим лукавым воинством.

Однако Православное Предание скорее свидетельствует о другом. Бог, вызывая к жизни каждую личность, создает ее для вечной жизни. Сначала создать, а потом уничтожить… – не таков замысел Божий. Бог творит навсегда. Но каждая личность должна выбрать себе путь в жизни, определиться, и это ее решение Бог уважает и не изменяет. И даже личности, полностью покинувшие Бога и возненавидевшие Его, все равно останутся живы, но будет ли для них такая жизнь, жизнь в отлучении от Бога, жизнью? Не будет ли это ужасом адской самоизоляции души?.. Душа будет видеть только себя, будет заключена в самой себе, как в темнице. Более того, Божественная благодать будет восприниматься такой душой как мука, как огонь, как ослепляющий свет, и душа будет бежать от него. Поистине тьма кромешная и огонь неугасимый.

Но это в будущем. Пока, догадываясь, но наверняка не зная, что его дни сочтены, сатана пытается овладеть миром, стать его владыкой.

И именно поэтому с первых минут создания мира сатана уже пытался проникнуть в него и погубить молодую Вселенную, на что мы встречаем прикровенное указание уже во втором стихе Библии.

Но об этом – чуть позже.

Рассказав о творении первозданной материи, а возможно, указав и на то, что прежде материального мира, Земли, было создано Небо, то есть духовный, ангельский мир, Библия начинает детальный рассказ о процессе Миротворения.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Если в первом стихе Библии мы читали о творческой мощи Бога и Библия говорила об этом сдержанно и лаконично – в начале сотворил Бог… – то во втором стихе говорится о любви Божией к первозданному творению.

Первозданную и неоформленную материю Господь начинает преобразовывать в тот космос, который мы знаем (космос – греч. красота).

Первозданное вещество, земля, было хаотично и неустроенно – безвидна и пуста. Была «тьма над бездной». Бездна здесь (древнеевр. техом), несомненно, как-то перекликается с вавилонской богиней Тиамат, существом, олицетворявшим страшные первобытные океанские воды.

Тьма, то есть безвидность, первозданной бездны означает совершенную бесформенность этого первовещества.

Библейский автор не случайно использовал образ страшной Тиамат. Он писал свои строки вскоре после возвращения иудеев из длительного вавилонского плена. Плен позволил евреям соприкоснуться с новой для них религиозной культурой. Соприкоснуться и усвоить некоторые образы, мифологемы. Но это соприкосновение с язычеством подчеркнуло и различие представлений носителя Божественного откровения – Израиля и культуры языческого народа. Поэтому говорить о Тиамат нейтрально, скажем, бесстрастно Священный автор не может. С одной стороны, Тиамат для него – лишь образ, наименование таинственной бездны вод, существовавшей при начале мира. Но, с другой стороны, упоминая богиню хаоса, Библейский автор намекает нам на демонизм, вкравшийся в мир уже при самом истоке его бытия.

Но что мы видим в этой темноте, в которой плескались волны Мирового океана, первозданного вещества?.. Мы видим, как эту бездну согревает животворящее Божие дыхание. «Дух Божий носился над водою». Слово «носился» (древнеевр. мерохефет) означает: согревал, животворил. Здесь используется образ заботливой птицы, высиживающей на яйцах своих птенцов.

Бог дышит на этот мир (Дух Божий – древнеевр. Руах Элохим – можно перевести и как Дыхание Божие), как дышим мы, отогревая озябшие руки.

А теперь пристальней посмотрим на каждый из дней Творения. Посмотрим на Библейский рассказ как на Священную Историю. Но одновременно попытаемся согласовать его с данными современной науки, по-своему говорящей о происхождении Вселенной.

И не окажется ли, что Библейский рассказ не только не противоречит естественнонаучному видению, но и дополняет его?..

^ Первый день Творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 3–5).

В первый день Господь творит свет. Что это был за свет, если не было еще светильников «на тверди небесной», они появились лишь в четвертый день?

И святые отцы, и богословы, и ученые много размышляли над тайной этого света.

Чаще всего под светом разумели энергию света, или некий огонь, существующий вне зависимости от светил. «И сказал Бог: да будет свет! Первое Божие слово создало природу света, разогнало тьму, рассеяло уныние, наполнило радостью мир, всему придало вдруг привлекательный и радостный вид» (святитель Василий Великий).

Для святителя Григорий Нисского первозданные элементы Вселенной находились в смешанном состоянии. Тогда «рассеянный повсюду огонь был затемнен преизбытком вещества». Но творческим и мощным словом Божиим «огонь прошел сквозь всякое тяжелое естество и вдруг озарил все светом». У преп. Иоанна Дамаскина свет как огненная «легкая, устремленная вверх, жгучая и освещающая» стихия распространился в мгновенье по Вселенной, осветив ее и выявив ее изумительную красоту и гармоничность. «В три первых дня и день, и ночь произошли, конечно, вследствие того, что свет, по Божественному повелению, то распространялся, то сокращался» (преп. Иоанн Дамаскин). И когда Бог создал Солнце, оно вместило в себя эту энергию света и стало светить, «ибо светило есть не самый свет, но вместилище света» (он же).

В последнее столетие стало популярным объяснять «свет» первого дня Творения с позиций физики. Говорят, что такой грандиозной и первоначальной вспышкой, явившей свет, был некий Взрыв, положивший начало возникновению Вселенной. Можно ли отождествить библейский свет со светом современной концепции Большого Взрыва, судить сложно. Однако скажем несколько слов о научной стороне вопроса о происхождении мира.

Как доказано современными учеными-астрофизиками, из которых прежде всего следует назвать американца Эдвина Хаббла, исследовавшего и доказавшего феномен «разбегания» галактик, некогда вся Вселенная была сфокусирована в одной точке, не больше спичечной головки. Примерно 18 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва из некой «точки сингулярности» вещество начало разлетаться в разные стороны.

Следующей эрой генезиса мироздания была эра раздувания, когда пространство кипело и расширялось с невероятной и невозможной в земных и вообще умопредставимых условиях мощью. Это продолжалось меньше чем 10-30 секунды (!). В процессе постепенного охлаждения мира формировались те законы природы, которые мы знаем сегодня. Какое-то время Вселенная оставалась «горячим супом» из кварков, глюонов и лептонов, но к концу одной десятитысячной доли все той же первой секунды закончился период быстрых преобразований, и мир принял знакомый вид – с протонами, нейтронами и электронами. Плотность этой массы первовещества была в триллионы раз выше, чем плотность воды, а температура «первозданного бульона» измерялась многими миллиардами градусов. Размеры этой рожденной всего десятитысячную долю секунды назад Вселенной равнялись примерно одной тридцатой доле светового года (то есть 300 миллиардам километров, что в тысячу раз превышает размеры Солнечной системы). Такая Вселенная была еще слишком горяча, чтобы в ней смогли протекать обычные ядерные процессы. Только через несколько минут после возникновения структура Вселенной стала той же, что и сегодня: одна четверть гелия и три четверти водорода. Через 15 минут после Взрыва радиус Вселенной уже составлял 100 световых лет (если скорость света – 330 тыс. км в секунду, то световой год означает 330 тыс. км, умноженные на количество секунд в году), а температура была «всего» 300 миллионов градусов, что сравнимо с температурой, наблюдаемой при термоядерных взрывах. Но тогда было еще слишком горячо, чтобы вокруг ядер сформировались атомы; для этого потребовалось еще около миллиона лет охлаждения Вселенной. Через это время Вселенная стала достаточно холодной (ее температура упала ниже +3000 градусов по Цельсию), чтобы излучение и вещество разделились. Доминирующей силой в следующую космическую эру стала гравитация. Она сдерживала возникшую после Большого Взрыва тенденцию к слишком большому расширению, однако окончательно остановить этот процесс и добиться обратного сжатия была не в силах. Хотя ранняя Вселенная была почти однородна, в ней присутствовали небольшие флуктуации, приведшие к возникновению участков с избыточной плотностью. Гравитационные эффекты усиливали эту неоднородность, это было похоже на нарастание снежного кома, и примерно через миллиард лет начали образовываться сгустки вещества, которые стали галактиками и звездами. Наблюдателю за этим потрясающим катаклизмом казалось бы, что он попал в эпицентр огненного урагана. Все пространство заполнено облаком раскаленных газов и ослепляющим светом, и все это разлетается во все стороны.

В глубинах звезд снова пошли ядерные реакции, поскольку сжимающая сила гравитации разогрела ядра звезд свыше температуры их воспламенения. Водород, сгорая, превращался в гелий, и когда исчерпалось это топливо, началась цепь более тонких и сложных реакций, которые привели к дальнейшему выделению энергии и образованию более тяжелых элементов, вплоть до железа. Начали появляться элементы – строительные блоки для живых организмов. Каждый атом углерода в любом живом существе когда-то побывал в глубинах какой-то звезды, и мы все возникли из элементов, которым миллиарды лет.

Образование галактик началось только спустя миллиард лет после Большого Взрыва. К этому времени вещество успело охладиться до идеальных температур (около сотни градусов), и стали появляться стабильные участки плотности среди облаков газа, равномерно заполнявших космос.

Началось сжатие этих участков. Продолжая сжиматься и теряя при этом энергию на излучение, уплотнившееся вещество в результате своей эволюции превращалось в современные галактики. Хотя в общих чертах сегодня ученым ясно, что тогда происходило, но как это происходило, механизм образования галактик все же понят не до конца и противоречит аккуратным подсчетам наблюдаемых масс галактик и их скоплений.

В галактиках уже началось образование звезд. Наиболее массивные звезды, сформировавшиеся в самом начале, прошли быструю эволюцию, при которой водород превращался в более тяжелые элементы (в том числе, углерод и кислород), а вновь образованное вещество выбрасывалось в окружающее пространство. Этот «пепел» подвергался локальному сжатию, приводящему к рождению новых звезд, и процесс повторялся снова. Солнце представляет собой звезду второго или третьего поколения. Оно родилось около 6 млрд. лет назад.

В IV веке великий святитель Иоанн, прозванный Златоустым, преодолевая бессилие ума, коснувшегося тайны, пытается на языке науки своего времени описать процесс формирования небесных светил путем сжатия первоначального вещества – света. «Из чего сотворено солнце? Из того света, который был создан в первый день. Творец изменил свет так, как Его Всемогуществу и Благости было угодно, и превратил его в разные небесные светила. В первый день он создает вещество света, а теперь солнце, луну, звезды и остальные небесные тела».

Мы можем согласиться с премудрым Златоустом, лишь оговоримся: под этим светом можно понимать первовещество, приведенное Богом в стадию его оформления. Первоначальный толчок – Большой Взрыв, это грандиозное космическое событие, вызванное Богом простыми словами: «да будет свет»; еще более лаконичная констатация Священного писателя: «И стал свет» – все это привело действительно к возникновению всех элементов Вселенной.

Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мрачный ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вертятся, зыблются, сияют, –
Так звезды в безднах под Тобой
Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.

Г. Р. Державин

Еще гремит эхо страшного Взрыва, Вселенная представляет собой огненный смерч, а Священный бытописатель заключает: «И был вечер, и было утро: день один».

Что это вообще за такое понятие – день, которым оперирует автор книги Бытие, рассказывая о Сотворении мира? Мир, согласно Библейскому рассказу, творится в несколько дней: «И был вечер, и было утро: день один, второй, третий и т.д.» Следует помнить, что, когда Библия говорит о дне, она не считает, что это земной день, двадцатичетырехчасовой отрезок времени.

Еврейское слово йом, переведенное у нас как день, означает вообще какой-либо промежуток времени – период. Апостол говорит: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»[3].

Дни Творения – это периоды, огромные эпохи в истории мироздания.

^ Второй день Творения

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. …И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй (Быт. 1, 6,7-8).

Библейский автор представляет гигантскую массу воды, это некое первовещество. Но вот Бог повелевает встать посреди этой толщи некой перегородке – тверди. Эта твердь – небесный купол (в древности считали, что небо твердое).

Небесный купол и разделил воды на две части. Одни оказались вверху тверди, другие – внизу.

Этот купол удерживает верхние воды от падения на Землю и от затопления Земли. Если эта вода выльется на Землю, произойдет страшный потоп. Об этом нам и говорит Библия в рассказе о Великом потопе: «В шестисотый год жизни Ноевой… разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы»[4].

В этом рассказе о Потопе мы видим как раз то, что в тверди открылись окна (слав. хляби), и на Землю извергся океан воды, который покрыл всю сушу.

Об океане воды над небесным сводом остроумно размышляет преп. Иоанн Дамаскин: «Но для чего Бог поместил воду над твердью? По причине сильнейшего воспламеняющего свойства солнца и эфира. Ибо прямо под твердью был распростерт эфир, а также и солнце с луной и звездами находятся на тверди. И если бы не была помещена сверху вода, то твердь сгорела бы…».

Если о первом дне мы можем предположить, что Бог создал первовещество, то что, соотнося Священный библейский рассказ с современными космологическими представлениями, произошло во второй день? Во второй день первовещество начало упорядочиваться. Начала формироваться наша Вселенная, определились законы ее развития. Свое место обрели звезды и планеты.

Обратим внимание на одну деталь. Заканчивая описание каждого из творческих действий Бога, Священный автор говорит, что Бог радуется Творению, потому что оно хорошо. Последний стих первой главы книги Бытие так подытоживает: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

Да и разве может быть нехорошо творение Премудрого Художника? В Никео-Константинопольском Символе веры, когда говорится: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…», – Бог назван поэтом (у нас перевели Творец).

Правильный ответ:№1

Верно!

5. Что, согласно Библии, сотворил Бог в первую очередь?





Правильный ответ:№2

Верно!

6. Что было создано раньше: свет или Солнце?

                В третий день отделил воду от земли, так образовались моря, озёра и суша. Потом Бог повелел земле произрастить деревья и травы.

"В день четвертый появились светила. Бог в предведении Своем понимал, что глупые философы, не желая верить в Него, скажут, будто все на Земле порождено звездами. Вот почему, чтобы показать людям истину, Он сотворил растения и семена прежде звезд. Ведь то, что создано позже, не может породить того, что было создано раньше".39

Возражение третье: Во втором послании Петра 3:8 сказано: "у Господа один день, как тысяча лет"; следовательно, дни Творения - это долгие эпохи.

Ответ:

а) этот стих не относятся к контексту Сотворения мира; апостол Петр не говорит здесь ни о Книге Бытия, ни о днях Творения;

б) этот стих включает в себя художественное сравнение; в первой главе Бытия таких сравнений нет. Иными словами, здесь не сказано, что один день равен тысяче лет; Петр уподобляет настоящий, буквальный день настоящей, буквальной тысяче лет. По контексту стих относится ко Второму Пришествию Христа. Здесь говорится о том, что для Бога день подобен тысяче лет, потому что Бог вне времени. В отличие от людей, Он не ограничен временем и природными процессами. То, что может показаться нам бесконечно долгим сроком (в ожидании Второго Пришествия), для Него - ничто;

в) стих продолжается так: "и тысяча лет, как один день". Это, в сущности, и есть возражение тем, кто пытается приравнять день Творения к тысяче лет! Данный отрывок из Библии вовсе не утверждает, что один день равен тысяче лет или наоборот;

г) в Псалме 89:5 сказано: "Ибо перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи". Здесь тысяча лет сравнивается со "стражей в ночи" (4 часа40). Поскольку фраза "стража в ночи" особым образом связана здесь с понятием "день вчерашний", то имеется в виду, что тысяча лет сравнивается не с днем как таковым, а вообще с кратким периодом времени;

д) если кто-то пытается с помощью этого стиха доказать, что под словом "день" Библия подразумевает тысячу лет, то такому человеку пришлось бы быть последовательным: ведь из его рассуждений вытекает, к примеру, что Иона пробыл в чреве огромной рыбы три тысячи лет, а Иисус до сих пор не воскрес из мертвых!

Возражение четвертое: Уверенность в том, что Бог создал мир за шесть световых дней, предполагает для Него определенные рамки; если же предположить, что Он творил миллиарды лет, тогда Его ничего не ограничивает.

Ответ:

Утверждение, что Бог создал мир за шесть обычных земных дней, никак не ограничивает Бога. Оно ограничивает нас, поскольку мы должны верить, что все было именно так, как поведал нам Бог в Своем Слове. И если Бог, как говорит Библия, сотворил все сущее за шесть дней, это лишь служит для нас подтверждением Его силы и мудрости - ведь для того, чтобы сотворить Вселенную, Всемогущему Богу не требовались бесконечные эпохи! А вот эволюционная модель, включающая в себя миллиарды лет, действительно умаляет могущество Бога, предполагая, что все сущее могло возникнуть по воле слепого случая, или что Богу для Его творения потребовалось чрезвычайно много времени.

Возражение пятое: Адам не мог сделать все, что приписывает ему Библия, за один день (день шестой). К примеру, он не мог дать имена всем животным; ему бы просто не хватило времени. Ответ:

Адаму и не нужно было нарекать имена всем животным - только лишь тем, которых Бог привел к нему. Так, Адаму было велено наречь имена "всем зверям полевым" (Быт. 2:20), а не всем "зверям земным" (Быт. 1:25). Скорее всего, "звери полевые" - это подмножество "зверей земных". Адам не должен был давать имена ни "гадам земным" (Быт. 1:25), ни морским животным. Ведь сотворенных Богом "родов" было гораздо меньше, чем "видов" в современной классификации (см. главу 13).

Когда скептики уверяют, что Адам не мог дать имена животным за один день, это следует читать так: раз мы не понимаем, как он это сделал, значит, он этого сделать не мог. Однако со времени грехопадения прошло шесть тысяч лет, и все эти годы наш мозг страдал от воздействия проклятия. Мозг же первого человека был совершенен.

Создав Адама, Бог наделил его идеальными языковыми способностями. Сегодня мы "учим" компьютеры "говорить" и "запоминать". Но Бог-Создатель мог научить Адама несравненно большему - ведь Адам был не ребенком, которому требуется постигать язык с нуля, а взрослым человеком, в память которого были заложены идеальный язык и идеальное понимание каждого слова! (Вот почему Адам понял, что умрет, если ослушается Бога, хотя он никогда не видел смерти). Скорее всего, память Адама тоже была идеальной (возможно, сродни так называемой "фотографической" памяти).

Для Адама - совершенного человека - не составило никакого труда наречь имена всем животным, которых привел к нему Бог, и запомнить эти имена - и все это менее чем за день.41

Возражение шестое: Во второй главе Бытия о Сотворении рассказывается по-другому, в ином порядке; как же можно считать первую главу учением о шести реальных днях Творения?

Ответ:

На самом деле, вторая глава Бытия - не другой рассказ о Творении. Это - более подробное повествование о шестом дне Творения. Первая глава рассказывает о Сотворении мира в целом; во второй приведены подробности сотворения райского сада, первого человека и его деятельности на протяжении дня шестого.42- 43

В привычном для нас тексте Библии сказано: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных" (Быт. 2:19). Может показаться, что наземные животные и птицы были сотворены после Адама и перед Евой. Но ученые - специалисты по древнееврейскому языку - не видят расхождения между этим стихом и первой главой Книги Бытия, где сказано, что и Адам, и Ева были сотворены позже, чем звери и птицы. Здесь действительно нет противоречия, поскольку в древнееврейском языке время глагола определялось контекстуально. Из первой главы очевидно, что Бог сначала сотворил зверей и птиц, а потом - Адама. Поэтому исследователи пришли к выводу, что стих 19 второй главы Бытия следует воспринимать, исходя из этого. В более точном переводе он должен был бы выглядеть так: "Ранее Господь Бог образовал из земли всех животных полевых..."

Что касается кустарников и трав из Бытия 2:5 и деревьев из Бытия 2:9 (ср. с Быт. 1:12), то следует отметить, что во второй главе говорится о "полевом кустарнике" и "полевой траве", возделывать которые должен был человек (2:5). Ясно, что речь идет не о растениях вообще (Быт. 1), а именно о культурных растениях. Деревья (2:9) - это тоже не деревья вообще, а именно деревья, произраставшие в саду.

Как видите Апостолы после пятидесятницы знали не только иврит.

Судей 4:21 «Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер».

Судей 5:24-27 «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. Левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный».

6. Какова была ширина Ноева ковчега?

50 локтей

Бытие 6:13-15 «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Поподробнее узнать о загадочных обстоятельствах «Всемирного Потопа».

7. Какова была ширина Ковчега Завета?

Полтора локтя

Исход 25:10-11 «Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец».

8. Как звали слугу пророка Елисея?

Гиезий

4 Царств 4:8-17 «В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: 'вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?' Она сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей».

9. Как звали знаменитого учителя, у которого учился апостол Павел?

Гамалиил

Деяния 22:3 «Я - Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне».

Деяния 5:34-35 «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о люд?

Наверх